КазахстанРоссия

7 морей. Западный Казахстан

Начинать путешествие в дождь – к успеху! Так и сложилось…

В день нашего старта 16 мая с утра было пасмурно и сухо. А вот как только мы успели загрузить все вещи, пошел дождь. А нам было уже совершенно все равно, так как машину заправили еще с вечера, и, следовательно, выходить ближайшие пять сотен километров из теплого салона нашего Land Cruiser не нужно.

Начался первый этап нашего большого путешествия «Семь морей». Нам предстояло побывать на берегу моря номер один в нашем списке – Каспийского. И побывать там со стороны Казахстана.

Маршрут нам известен. Мы уже несколько раз были в Западном Казахстане. Выехав из Брянска, мы доехали до Ельца, где свернули на трассу М4 «Дон».

За Воронежем повернули в сторону Борисоглебска, и, не доезжая до него несколько километров, свернули на М6 «Каспий». Дороги еще не переполнены желающими окунуть свои тела в морскую пучину и 750 километров мы преодолели довольно быстро. Если бы не многочисленные ремонты дорог на участке от Брянска до Ельца, то и вовсе ехали бы быстро, а так эту часть пути ехали со средней скоростью 55 км/ч. Только на М4 удалось наверстать потерянное время. На платных участках наш Land Cruiser очень комфортно поддерживал скорость 130 км/ч.

На ночь остановились на стоянке дальнобойщиков уже в Волгоградской области. Первая ночевка в новой машине оказалась… такой же, как и все ночевки в наших прошедших путешествиях – уютной и комфортной. В этом отношении салон Toyota Land Cruiser 200 мало чем отличается от салона 100-ки. Разве что стало чуть удобней спать, так как при монтаже мы немного удлинили спальник и теперь его длина стала более 180 сантиметров.

Утром отъехали в лес и там позавтракали традиционной овсянкой с чаем (почти как в старой доброй Англии). После обеда миновали Волгоград и уже к вечеру были в Астрахани.

Заранее забронировали номер в гостинице «Азимут» (2 400 р.). Приехали, разместились и пошли в гости к Виталию и Даше Ерофеевым, где душевно сидели до поздней ночи, коротая время за разговорами и вкусным ужином, за что отдельное спасибо Даше!

Утром мнения наших двух навигаторов (Яндекса и MapsMe) по поводу дальнейшего маршрута разделились. Один вел какими-то закоулками, а второй предлагал более разумную по внешнему виду траекторию. Оказалось, что логика и красота построения трека тут не работает, так как один из мостов оказался на ремонте и нам пришлось ехать в объезд. Спасибо неизвестному представителю народа Кавказа, который, очевидно, увидев иногородние номера, остановился, и спросив, куда нам надо, сказал лишь – «Езжайте за мной. Я покажу…».

Дальнейшее было похоже на отрывок из голливудского боевика, где один убегает, а второй догоняет. Хотя на самом деле мы просто пытались не отстать от горячего парня, петляющего по узким улочкам Астрахани. Зато через 15 минут мы уже ехали в сторону Красного Яра и Российско-Казахстанской границы.

Границу прошли за полтора часа. Не сказать, что много машин, просто как-то всё неспешно было. Наш Land Cruiser вызвал интерес у одного из пограничников – кто, куда, какой маршрут? Оказалось, что парень из Брянска и наши номера подвигли его на знакомство.

Сразу за пропускным пунктом начинается легендарная дорога до Атырау. Легендарна она своим отвратительным состоянием. Это одна из худших дорог, по которым мне приходилось ездить. Не самая худшая, конечно, но в рейтинге где-то в первых рядах. Благо наш друг из Атырау Алексей Борисенко еще несколько лет назад подсказал, что сразу за таможней нужно повернуть направо. Что мы и сделали.

Свернув с трассы, мы проехали по главной асфальтированной дороге, петляющей через поселки и залитые половодьем луга, около 40 километров и выехали уже в Ганюшкино. Самый разбитый участок трассы таким образом нам удалось объехать. Правда оставшиеся 200 километров до Атырау все равно ехали осторожно. Ленд Крузер легко переваривает такую дорогу, а вот крепление багажника пришлось подкручивать – безумная тряска ослабила его.

Уже затемно (здесь два часа разницы по времени с Москвой) мы приехали в Атырау. Заселились в предварительно забронированные апартаменты Ardager Residence (3 563 рубля) и с удовольствием предались сну…

Утром немного прогулялись по центру города, позавтракали, помыли машину и стартовали в сторону посёлка Кульсары.

В Кульсарах заправились и оттуда поехали в волшебное урочище Аккергешен (47°19’N, 54°25’E).

От трассы чуть более 50 километров по степным дорогам вдоль разбитого грейдера и вот перед нами уже белеют гряды меловых останцев. В свете заходящего солнца на фоне грозовых туч это место выглядело просто фантастически!

Утром, вернулись в Кульсары, покушали в местной кафешке, заправились и поехали в сторону Бейнеу. К слову, заправлялись мы либо на АЗС «Казмунайгаз», либо на «Гелиосе». Стоимость дизельного топлива на этих заправках 136 и 138 тенге соответственно, что в пересчете по официальному курсу около 25 рублей за литр.

Дорога от Актау до Бейнеу отличная. Трафика мало. Периодически встречаются патрульные машины дорожной полиции, которые замеряют скорость транспорта прямо в потоке во время движения. Здесь гаишники не стоят в засаде, как в России, а постоянно движутся. Так что за встречной фурой вполне может скрываться патрульный автомобиль, который при приближении включит свой радар.

Разрешенная скорость на дорогах Казахстана 60 км/ч в населенных пунктах и 100 км/ч вне населенных пунктов. По автомагистралям мы не ездили, за неимением таковых в Западном Казахстане. Административная ответственность наступает при превышении на 10 км/ч. На трассах мы поддерживали скорость 108 км/ч и проблем с дорожной полицией не было.

В Бейнеу переночевали в гостинице и утром направились в сторону городка Шетпе по еще одной легендарной дороге Бейнеу – Актау. Легендарна она была по той же причине, что и дорога до Атырау. Правда былые легенды уже ушли в прошлое и этот участок наконец-то капитально отремонтировали.

В Шетпе снова заправились и пообедали. Пишу и складывается впечатление, что мы только и делаем, что заправляемся. На самом деле расход у дизельного Toyota Land Cruiser 200 приятно обрадовал. При объеме двигателя 4,5 литра он составил в среднем 13,5 литра на сто километров. На трассах опускался до 13,2, в сложных условиях или же при движении против ветра (а в Казахстане ветер может быть оооочень сильным) поднимался до 13,6 литра на сотню. В путешествиях давно выработал правило – если есть возможность, заправляться при уровне топлива менее половины бака. Канистру в эту поездку не брал и объема бака вполне хватало на наши перегоны.

После Шетпе обычно все едут к горе Шеркала. Мы в этот раз немного изменили привычный маршрут и отправились в так называемую Долину Замков, урочище Айракты – Шоманай (N 44° 15.622′  E 52° 5.966′).

Место потрясающей красоты, особенно в лучах заходящего солнца. Здесь и заночевали.

Ночью подул сильный ветер, а я лежал на удобном спальнике и думал о том, как здорово все же ночевать в обустроенной машине, а не в палатке…

Утром прокатились чуть дальше по долине и затем направились к горе Шеркала (44.246349, 52.010769). Шеркала переводится как Гора Лев. Она величественно возвышается над окружающей низиной и, действительно, словно спящий лев, стережет покой своих владений.

Далее наш путь лежал к ещё одному удивительному природному феномену Мангистау – к шаровидным конкрециям (N 44° 19.402′ E 51° 35.783′).

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу их происхождения. Эти шары могут быть размером и с небольшой арбуз, и с огромный автомобиль. Удивительное зрелище!

Однако бродить среди них небезопасно. Среди камней прячутся не только безобидные черепахи, но и некоторые другие пресмыкающиеся…

Очередная ночевка была около древней подземной мечети. Построена, а точнее вырублена в скале, она была еще в XVII веке.

Следующим пунктом нашего интереса был город, которого на самом деле не существует – Абаста (N 44°24.112′ E 51°34.076′).

Этот город-декорация был специально построен для съемок фильма «В ожидании моря». Сюжет простой и в тоже время глубокий. Капитан рыболовецкого судна попадает в тюрьму, а вернувшись через десять лет видит, что нет ни его аула, ни моря… Это фильм о судьбах тех, кто жил на Аральском море. Очень необычно в степи видеть лодки, причалы, пристань. Впрочем, для тех, кто был в узбекском Муйнаке данные артефакты покажутся очень знакомыми.

Далее через степь мы поехали в сторону очень колоритной подземной мечети Шекпак-Ата (N 44°25.844′ E 51°8.).

По пути, как, впрочем, и по всему маршруту, мы посещали некрополи и мавзолее, коих на Мангистау очень много. В этих местах хранят память о 362 святых, некогда живших и проповедовавших здесь.

Ночевка была у нас в урочище Каламсай (N 44°24.596′ E 51°4.704′), представляющем собой глубокое ущелье. Это еще одно удивительно живописное место.

Следующую ночь мы запланировали провести в гостинице в Форт-Шевченко. По пути заехали на Жыгылган (44°36’58″N 50°48’49″E).

Почему-то координаты, которые изначально у нас были, оказались ошибочны, и мы потратили почти час, пока не нашли этот гигантский провал. Но поиски стоило того!

Виды здесь шикарные! В прошлый раз, когда мы были в этом месте, все было затянуто дымкой и даже моря не было видно. В этот же раз местные духи явно благоволили нам и дали возможность насладиться великолепным пейзажем!

Зато урочище Тамшалы (44°35.4120′ N 50°35.701′ Е) произвело на нас совсем иное впечатление. Точнее само место великолепно! Чего стоят только ручейки, стекающие по обрывистым стенкам! Но вот люди, а точнее горы мусора, оставленные здесь… А ведь рядом стоят два огромных мусорных контейнера… Ну да ладно, каждый сам формирует свою карму.

Проехавшись по берегу Каспийского моря, мы приехали в Форт-Шевченко. Разумеется, снова заправились. Остановились не в самом городке, а на западном берегу бухты Баутино в одноименном поселке в гостинице «Шагала».

На следующий день, проезжая по улицам Форт-Шевченко, почувствовали запах дыма. Проезжали в этот момент мимо какой-то помойки и запах вполне мог идти оттуда. Однако истории со сгоревшими в степях машинами заставили напрячься. Остановились, осмотрели и обнюхали всю машину – вроде ничего. А дело вот в чем. При езде по степи под защиту набивается сухая трава. Если рядом проходит выпускной коллектор, то рано или поздно трава может воспламениться. Я могу назвать не менее пяти таких случаев у своих знакомых. На трассе нашли эстакаду и заехали на нее.

Под защитой действительно было довольно много травы. Однако в нашем Ленд Крузере в этом отношении есть два плюса. Во-первых, там, куда набивается трава нет горячих деталей. А во-вторых, прямо на это место капает конденсат от кондиционера! Но траву, все же вытащили всю… Береженого Бог бережет…

Километрах в сорока от Актау мы свернули к морю, и проехав километров 15 нашли удивительно живописное место (N 44°2.820′ E 50°52.316′).

Однако купаться не стали. Сильный ветер и температура ниже 20 градусов по Цельсию не располагали к водным процедурам. Хотя это не мешало подросткам нырять в бирюзовые воды Каспия.

В Актау остановились в гостинице с таким же названием. Прогулялись по городу.

А вечером встретились с ребятами, с которыми давно общаемся по интернету. Как же это здорово – развиртуализация ))

Следующую ночь, а точнее две, решили провести в культовом для всех джиперов месте – урочище Босжира (43°25’1″N 54°4’27″E), или, как правильнее, Бозжыра с ударением на последний слог. По пути остановились около подземной мечети Шопан-Ата (43°32.396’N 53°23.961’E). Там нас напоили чаем, провели своеобразную экскурсию по комплексу, рассказали много интересного. Все же везет нам на хороших и интересных людей в пути!

Дальше путь к точке, отмеченной в навигаторе как Босжира (буду писать в привычной транскрипции это название).  Первый взгляд на проложенный навигатором трек заставил усомниться в правильности маршрута. Раньше мы заходили к этому месту с запада. А тут явно заход с востока. Ну да ладно, мы же путешествуем – посмотрим. Оказалось, что точка обозначала смотровую площадку на урочище и располагалась восточнее на высоком обрыве.

Вид, конечно красивый, но нам надо вниз. Спуска же нигде нет. Пришлось вспоминать дорогу, которую мы проезжали четыре года назад. В итоге, немного поплутав (а точнее, изучив все окрестности) буквально перед заходом Солнца мы были на месте.

Хотя нет, мы были не на месте… Мы были где-то в Космосе! Красивейшие зубцы-останцы и подсвеченные лучами заходящего Солнце обрывы чинка создавали ощущение пребывания где-то вне Земли. И потрясающая тишина… Не случайно многие так стремятся побывать здесь.

Вечером к нам должны были подъехать ребята из Актау. Но мы так и легли спать, не дождавшись их.

Утром позавтракали. Я перебросил видео с флешек на жесткий диск. Пока занимались этими и другими хозяйственными делами, услышали знакомый звук. Точно – квадрокоптер! Значит рядом тоже кто-то стоит, хотя вчера я залезал на гору и осматривал окрестности – никого не было.

В наших планах было провести здесь день и еще одну ночь. Мы решили проехаться вокруг в поисках хороших кадров. Потихоньку собрали лагерь (два стула и кружки) и двинулись в путь. И тут к нам навстречу выезжает знакомая машина! Это Марат из Актау и Сергей с Наташей, приехавшие из Алматы. Оказалось, что ребята приехали на место поздно ночью и поэтому не нашли нас.

Разбили совместный лагерь и пока не спала жара сидели под тентами, обедали и общались про путешествия и жизнь. Кстати, у Сергея с собой был такой же, как у нас, квадрокоптер – Mavic. Это он жужжал утром у нас над головой.

Ближе к вечеру Марат предложил сходить на гору, чтобы посмотреть на привычный пейзаж с необычного ракурса.

Не буду рассказывать, как мы забирались туда. Скажу лишь, что почти все заплатили дань местным духам содранными коленями или локтями. Но оно стоило того!!! Вид с этой точки поистине великолепен!

Ночью пошел дождь. Я лежал, слушал, как капли дождя барабанят по крыше, думал о глинистой почве вокруг, резине нашей машины, мало подходящей по рисунку протектора к преодолению раскисших солончаков и прикидывал, насколько нам хватит продуктов, если придется ждать, пока все подсохнет… С тем и уснул…

А утром было Солнце! Дождь лишь прибил пыль. Это не могло не радовать! Мы отправились в путь к подземной мечети Бекет-Ата (43°35’42″N 54°4’33″E). Ребята же чуть задержались для съемок и должны были догнать нас у мечети. Так все и произошло. Около мечети мы пожали друг другу руки и разъехались в разные стороны. Ребята поехали снова к Босжире, а мы через степь напрямую пошли на Бейнеу.

Через 160 километров степных дорог мы вышли на трассу и уже к вечеру были в Бейнеу, где переночевали. А к вечеру следующего дня мы снова были в Атырау. На этот раз посещение нефтяной столицы Казахстана было наполнено для нас общением.

Вечером встретились с Алексеем Борисенко и его супругой Алиёй. Ребята показали нам город, накормили вкусным ужином и рассказали много интересного про Грузию и Турцию, куда мы направляемся в июле.

А утром мы приехали в Тойота Центр Атырау, где нас ждали Анжелика Кошелева и Константин Радув. Путешествия вообще бесценны новыми знакомствами. А если это еще и единомышленники, начиная от взглядов на жизнь и заканчивая приверженностью к одной марке автомобиля – Toyota, так это вообще здорово! Именно такими и оказались Анжелика и Константин! Снова разговоры обо всем за чашкой ароматного чая и снова время останавливается! Путешествие это жизнь, а жизнь, это и есть вот такие замечательные моменты!

Кстати, это только на фото ребята такие серьезные, а на самом деле это очень душевные люди и профессионалы высокого уровня! Спасибо им большое за помощь в плановом обслуживании нашей машины после суровых степных дорог Казахстана!

Удивительно, но дорога до Астрахани в этот раз стала как будто ровнее. Конечно. Ее не успели отремонтировать. Просто те положительные эмоции, которыми нас зарядил Казахстан, помогли не заметить разбитого асфальта. А потом был великолепный вечер на набережной Волги в Астрахани, завтрак в окружении французских караванеров и Берта с ее холодным носом и верностью своему хозяину Виталию

Из Астрахани мы решили ехать через Калмыкию. Вечером были уже в Элисте. Город все такой же спокойный и тихий. Поселились в гостевом доме «Турист». Представляете, целый дом в нашем распоряжении! Погуляли по городу, полакомились местной кухней…

На утро побывали на службе в Золотой обители Будды Шакъямуни и отправились в сторону дома.

Через два дня нас уже встречал радугой Брянск, словно радуясь нашему приезду. Мы тоже рады тебе, город партизанской славы! Мы вернулись с новыми эмоциями и впечатлениями, чтобы через некоторое время покинуть тебя и снова оказаться в необычных местах с прекрасными людьми!

Скоро старт второго этапа нашего большого путешествия “7 морей”!

Общий пробег во время нашей поездки составил 6350 километров.